Династия Северная Сун (960–1127
н.э.). Когда основатель сунской
династии Тайцзу вновь восстановил
единство империи, ему пришлось
не только принять меры для ликвидации
беспорядков, но и взяться за
решение проблем, оставшихся
нерешенными в период правления
династии Тан. Границы державы
в сунскую эпоху значительно
сузились. Две иностранные империи,
образовавшиеся к тому времени,
оккупировали часть китайской
территории, и у китайцев не
было сил противостоять захватчикам.
Первой из этих империй было
государство Ляо, основанное
тунгусским племенем киданей
(китаев). Империя Ляо включила
в свой состав Маньчжурию, Внутреннюю
Монголию и северную часть современных
китайских провинций Хэбэй и
Шаньси, в том числе города Пекин
и Датун. Другим государством
было Ся Западное (империя Си-Ся),
образованное тангутами, которые
заселили земли вдоль северо-западной
границы. Военные экспедиции
Китая против этих двух империй
оказались неудачными, и в результате
Китай был вынужден подписать
с ними соглашения, включавшие
ряд унизительных статей, в том
числе выплату ежегодной дани.
На протяжении всего периода
правления династии Сун Китай
никогда не претендовал на свои
бывшие владения в Центральной
Азии. Не вернул Китай и некогда
принадлежавшие ему земли в пределах
современных провинций Юньнань,
Сычуань и Гуйчжоу, оккупированные
в танскую эпоху тайским народом
наньчжао, а также владения в
Аннаме, находившиеся в собственности
Китая на протяжении тысячи лет.
Судьба династии Тан показала
опасность использования правительственной
армии. Поэтому Суны держали
все армейские формирования под
строжайшим контролем центра
и старались использовать военных
как можно реже, порой даже в
ущерб национальной гордости.
Тенденция к централизации
прослеживается во всех политических
деяниях в период Сунской империи.
Деспотия была превращена в систему
и оформлена организационно,
хотя сунские императоры редко
прибегали к использованию своих
конституционно узаконенных полномочий.
Параллельно принимались меры
по стимулированию прогресса
в области политической теории.
Еще в танскую эпоху в литературных
и философских кругах набирало
силу движение, выступавшее против
либеральных конфуцианских школ
прошлого и против тех элементов
буддизма, которые противоречили
идее централизованной власти.
Основатель этого движения Хань
Юй (768–824) в свое время не
получил признания со стороны
конфуцианцев, но в начальный
период династии Сун его школа
возродилась. Чжоу Дунь-и (1017–1073),
Чэн И (1033–1107) и в более
поздний период сунской эпохи
Чжу Си (1130–1200) были в числе
основателей и хранителей неоконфуцианства.
Все последующие династии восприняли
неоконфуцианство в качестве
основополагающего учения. См.
НЕОКОНФУЦИАНСТВО.
Инициатор экономических реформ
Ван Аньши (1021–1086) был исключительно
энергичным человеком. Предлагавшиеся
им меры включали централизацию
всей торговли и транспорта,
государственные ссуды крестьянам,
введение новой системы налогообложения
и замену армии наемников народным
ополчением. Эти реформы он проводил
вопреки противодействию консервативной
части чиновников-конфуцианцев,
которые в конечном счете все-таки
одержали верх.
|