Династия Мин (1368–1644).
В ходе восстаний, происходивших
в завершающий период монгольского
правления, богатые китайские
семьи стремились вернуть себе
утраченные позиции. Чжу Юаньчжан,
ставший основателем Минской
династии, не был представителем
шэньши и считал интересы этого
сословия, а равным образом и
господство чиновничества в управлении
страной опасными для той формы
государственного аппарата, которую
он собирался создать. Тенденция
к узаконенной централизации
правления, заметно проявившаяся
уже в сунский период, получила
приоритетное развитие в минскую
эпоху. Даже должность канцлера
– главного политического советника
императора при всех китайских
династиях – не была сохранена
при Минах. Никогда еще с подданными
страны не обращались с такой
жестокостью. Наказание ударами
палки высокопоставленных чиновников
в присутствии всего двора стало
обычной практикой. Известны
случаи, когда чучело казненного
чиновника вешали в кабинете
его преемника.
Деспотический режим мог сохраняться
лишь во времена правления сильных
и энергичных императоров. Однако
вскоре правителей стала привлекать
роскошь дворцовой жизни, и власть
оказалась в руках евнухов. Время
от времени между чиновничеством
и евнухами вспыхивали ожесточенные
схватки, в которых обычно поражение
терпели конфуцианцы, как это
уже случалось в годы правления
императоров династии Хань.
Попытки усилить действенность
тех конфуцианских концепций,
которые подчеркивали необходимость
уважения человеческого достоинства
и независимость творческой индивидуальности,
делались еще в сунский период.
В минскую эпоху их продолжил
один из величайших китайских
философов Ван Янмин (Ван Шоужэнь,
1472–1529). В конце правления
династии Мин конфуцианское учение
вновь вернуло себе жизненность
и силу. Фигуры величайших представителей
конфуцианской философии, которым
удалось сохранить свое влияние
при династиях Мин и Цин, продлили
конфуцианству жизнь еще на 300
лет.
Со временем Минам удалось
восстановить власть империи
над большей частью своих бывших
территорий на северо-западе.
Получили дальнейшее развитие
и внешнеторговые связи. При
поддержке двора китайские торговые
суда достигали даже берегов
Африки. Первые императоры минской
династии пытались держать контроль
над внешней торговлей в своих
руках, что было и доходным,
и престижным делом, однако частные
торговые предприятия вскоре
стали успешно конкурировать
с государственными. Большие
группы китайских поселенцев
высаживались на острова Юго-Восточной
Азии и устраивали там китайские
колонии. Такие не связанные
с сельскохозяйственным производством
сектора экономики, как горное
дело и металлургия, также получили
значительное развитие.
Вскоре у северо-восточных
границ Китая возник новый и
могущественный противник. Вождь
потомков чжурчжэней Нурхаци
в 1616 объявил себя ханом и
основал династию Цзинь («Золотая»).
Таким образом была создана маньчжурская
империя, которая была типичной
приграничной империей, однако
Нурхаци в гораздо большей степени
использовал китайский опыт в
административной и военной областях
для укрепления собственного
господства. В организации его
вооруженных сил черты, присущие
войскам степных народов, сочетались
с китайскими методами жесткого
управления и контроля. Какое-то
время все его внимание занимали
приграничные войны, а отдельные
походы более крупного масштаба
успешно отражались минскими
войсками. Поэтому почти случайно
маньчжурам удалось пробиться
через проходы в Великой Китайской
стене. После этого, несмотря
на попытки отдельных минских
князей опереться на дух патриотизма,
исход борьбы был предрешен.
Даже такие отдаленные провинции,
как Юньнань и Гуйчжоу, где отдельные
отпрыски минской династии удерживали
свои позиции, в конечном счете
оказались в руках захватчиков.
Преемник Нурхаци Абахай в 1636
провозгласил себя императором,
а маньчжурскую династию переименовал
в Цин («Светлая»).
|