Тайпинское восстание. Китайская
реакция на давление со стороны
Запада, конечно, в значительной
степени определялась ситуацией
внутри страны, которая в середине
19 в. была крайне неустойчивой.
В период между 1840 и 1860 революционные
восстания вспыхивали во всех
18 провинциях. Четыре из них
поставили под удар само существование
династии Цин: два выступления
были организованы мусульманским
населением на юго-западе (1855–1873)
и северо-западе страны (1862–1878),
Тайпинское (1851–1864) и Няньцзюаньское
(1853–1868) восстания. Самым
мощным и организованным было
Тайпинское восстание. На протяжении
почти 15 лет отряды тайпинов
действовали в 16 из 18 провинций
страны.
Отправным пунктом Тайпинского
восстания стала межклановая
вражда в Южном Китае, усилившаяся
под влиянием бурного роста населения
и раздуваемая недовольством
этнически обособленных сообществ
хакка. Однако особый характер
этого движения определялся присущей
ему уникальной идеологией, проповедником
которой был самопровозглашенный
младший брат Христа – Хун Сюцюань,
сельский учитель, несколько
раз проваливавший экзамены на
занятие должности в системе
гражданской администрации и
почерпнувший свое религиозное
вдохновение от миссионеров в
Кантоне и из памфлетов Лян Афа
– первого обращенного в протестантскую
религию китайца.
Религиозная пропаганда Хун
Сюцюаня обещала, помимо избавления
от маньчжурских «демонов»,
вознаграждение в раю. Кроме
того, идеология тайпинов подчеркивала
равенство людей (включая женщин)
перед Богом и обещала помощь
калекам, одиноким вдовцам, вдовам
и сиротам. Восставшие клялись
ликвидировать торговлю опиумом,
азартные игры, женское рабство,
проституцию и бинтование ног.
Земельная программа тайпинов
ставила своей целью дать «землю
всем, чтобы ее обрабатывать,
пищу всем, чтобы есть, одежду
всем, чтобы носить, и деньги
всем, чтобы их тратить».
Эта революционная программа,
по существу, никогда не была
проведена в жизнь. Одним из
препятствий на пути ее практического
претворения было то, что участники
восстания большую часть своего
времени проводили в боях, даже
после основания столицы тайпинов
в Нанкине в 1853. К тому же
у них не хватало управленческих
кадров, поскольку большинство
грамотных чиновников связывало
свои личные интересы с династией
Цин. Для решения проблемы снабжения
продовольствием тайпины были
вынуждены использовать местную
элиту – помещиков и бывших мелких
чиновников местных правительств.
Кроме того, тайпины допустили
ряд грубых стратегических ошибок.
Кровавая чистка 1856 лишила
нанкинский режим лучших лидеров.
Вместе в тем, несмотря на всю
слабость движения, оно оставалось
серьезной угрозой для династии.
Новые императорские армии (юнъин),
в особенности находившиеся под
командованием Цзэн Гофаня и
Ху Линьи, в боях на территориях
провинций по среднему течению
р.Янцзы остановили наступление
тайпинов, однако окончательная
победа над восставшими была
достигнута только в начале 1860-х
годов благодаря военной поддержке
Запада. Признание многими высокопоставленными
чиновниками династии Цин превосходства
европейского вооружения и техники,
по существу, вдохновило т.н.
«движение самоусиления»
– своеобразную попытку усилить
военный и экономический потенциал
Китая, предпринятую после 1860
патриотически настроенными чиновниками.
К сожалению, достигнув успеха
в предотвращении новых крупномасштабных
восстаний в последние десятилетия
19 в., династия оказалась не
в состоянии провести реформы.
В столицу продолжали поступать
сообщения о сотнях восстаний
на местах. Знаменитая реставрация
во время правления китайского
императора Тунчжи в 1860-х годах
принесла успех в деле восстановления
авторитета императорской власти
и сохранения конфуцианского
наследия. Однако те же преданные
трону государственные деятели,
что восстановили мир и порядок
в обществе (основную роль в
котором играло наиболее образованное
сословие шэньши), были вынуждены
идти на различные компромиссы
в тех случаях, когда речь шла
о постоянных нарушениях законности
со стороны бюрократии и местной
элиты.
Иностранное влияние и реформы.
После заключения Пекинских конвенций
1860 отношения Китая с зарубежными
странами улучшились. Присутствие
иностранных посольств в столице
и учреждение в 1861 министерства
иностранных дел (Цзунли ямэнь)
свидетельствовали о совместных
усилиях Китая и Запада для разрешения
межгосударственных противоречий.
Учреждение императорской таможенной
инспекции символизировало совершенствование
административной системы в духе
т.н. политики взаимного сотрудничества.
Созданное в 1854 в Шанхае, это
совместное китайско-иностранное
предприятие в 1860-е годы распространило
сферу своей деятельности на
другие открытые порты. Инспекция
подчинялась централизованному
управлению во главе с британским
генерал-инспектором Робертом
Хартом. Система существующих
договоров обеспечила благоприятные
условия для иностранного влияния
в самых различных сферах. Публикации
миссионерских общин и переводы
на китайский язык западной литературы
дали возможность китайскому
обществу, по меньшей мере его
просвещенным слоям, ознакомиться
с новыми областями знаний. Китайцы,
поддерживавшие тесные профессиональные
связи с представителями Запада
(дипломаты, военные, служащие
таможенных учреждений), неизбежно
попадали под влияние западных
идей и образа жизни.
Однако европейцы и американцы
отнюдь не всегда производили
на китайцев благоприятное впечатление.
Привилегии, которыми пользовались
иностранцы, вызывали недовольство
местного населения. Иностранные
дипломаты часто надменно относились
к китайцам, а вмешательство
западных торговцев и миссионеров
в китайские дела вело к усилению
напряженности. В результате
нередко вспыхивали мятежи, направленные
против иностранцев. Наиболее
серьезным столкновением явилась
т.н. «тяньцзиньская резня»
(1870).
В 1873 послы иностранных
держав добились освобождения
от обязанности совершать низкий
поклон императору во время аудиенций.
В 1874 японцы вторглись на территорию
восточной части о.Формоза (Тайвань);
соглашение об их эвакуации было
достигнуто с помощью английских
посредников, но Формоза была
включена в число территорий,
открытых для иностранной торговли.
В 1875 после т.н. инцидента
с Маргари в Юньнани (убийство
местными жителями англичанина
Огастеса Маргари) Англии была
передана Верхняя Бирма, которую
Китай считал своим протекторатом.
В 1879 Япония аннексировала
о-ва Рюкю – бывшее вассальное
государство, выплачивавшее дань
Китаю. В 1880 конфронтация между
Китаем и Россией на р.Или привела
к более четкой демаркации границ
в ущерб Китаю. После китайско-французской
войны 1884–1885 Китай был вынужден
признать протекторат Франции
над Вьетнамом, еще одним вассалом
Китая. Кульминацией всех этих
кризисных явлений явилось поражение
Китая в китайско-японской войне
1894–1895. По Симоносекскому
договору 1895, завершившему
войну, Китай был вынужден признать
независимость Кореи и передать
Японии провинцию Тайвань.
|