Династия Тан (618–907 н.э.).
С приходом к власти в 618 н.э.
династии Тан начался один из
самых славных периодов в китайской
истории. Деятельный и гуманный
характер правления основателей
династии – Гаоцзу и его сына
Тайцзуна позволили восстановить
империю. Так называемые Западные
регионы были присоединены к
владениям Китая, к императорскому
двору направляли свои посольства
Персия, Аравия и другие западноазиатские
государства. Кроме того, были
расширены границы на северо-востоке
страны; к имперским владениям
была присоединена Корея. На
юге была восстановлена власть
Китая над Аннамом. Поддерживались
отношения с другими странами
Юго-Восточной Азии. Таким образом,
территория страны по своим размерам
стала почти равной территории
Китая периода расцвета Ханьской
династии.
В те времена Китай считался
не только самой мощной, но и
самой гостеприимной державой
в мире. Религиозные деятели
и философы, вынужденные покинуть
родину, находили в Китае убежище
и покровительство со стороны
императора. Не только религии,
распространенные в Персии, но
и одна из христианских сект,
а именно несторианская церковь,
приобрела в Китае немало последователей.
Буддисты из Кореи и Японии регулярно
совершали паломничество к святым
местам в Китае, а китайские
буддисты поддерживали связи
с буддийскими центрами в Индии.
Танская эпоха была свидетельницей
расцвета китайского искусства
и литературы. Большинство танских
императоров активно покровительствовали
поэзии, театральному искусству
и музыкальному творчеству, а
многие сами проявляли творческие
способности.
Экономические и административные
нововведения династии Суй были
восприняты и закреплены в танскую
эпоху. Был введен в действие
новый порядок долговременного
владения землей, в соответствии
с которым образование крупных
земельных владений было ограничено,
а крестьяне получили возможность
поддерживать стабильный уровень
жизни. Наиболее значимым достижением
стала созданная в Танскую эпоху
правовая система, которая в
конечном счете порвала с нигилизмом
периода Цинь. Был сформулирован
обязательный свод социальных
традиций и правил поведения,
пропитанных духом конфуцианства.
Вместе с тем первым танским
императорам не удалось установить
полный контроль над армией.
Сильные императоры еще пользовались
лояльностью военачальников,
однако ослабление трона позволило
приграничным сатрапам распространить
военную власть на местную гражданскую
администрацию. В 755 н.э. один
из командующих, согдиец по происхождению,
почти уничтожил императорскую
династию. Это был Ань Лушань,
положивший конец правлению императора
Сюаньцзуна и нанесший серьезный
урон престижу императорской
власти. В стране началась длительная
гражданская война, и в целях
восстановления династии императорам
пришлось опираться на войсковых
командиров, а также на наемные
войска, состоявшие из иностранцев
преимущественно тюркского происхождения.
Изменение политического климата
совпало с переменами в административной
системе, которые часто рассматриваются
как важная эпоха в истории Китая.
Города, бывшие прежде административными
центрами, превратились в арену
деятельности растущего класса
буржуазии, который завоевал
экономические позиции в результате
расширения производства и торговли.
Попытки двора сохранить контроль
хотя бы над внешней торговлей
путем создания в главных торговых
портах инспекционных контор,
обслуживаемых евнухами, потерпели
неудачу. Частные торговцы быстро
научились обходить или даже
прибирать к рукам эти учреждения.
Позиции двора ослабевали,
а могущество местных военных
лидеров продолжало расти. Итогом
этого процесса стали восстания
и мятежи, которые в конечном
счете привели к крушению династии
Тан. Одним из них, охватившим
обширную территорию и получившим
наибольшую известность, было
восстание под руководством Хуан
Чао, который во второй половине
9 в. провозгласил себя императором
и разграбил торговый город Кантон,
уничтожив при этом более 100
тыс. обосновавшихся в нем арабов.
Один из местных военачальников
убил танского императора (это
событие обычно относят к 906
н.э.), принудил наследника отречься
от престола и основал новую
династию – Лян. Последняя, как
и несколько последующих династий,
правила страной недолго, в течение
т.н. периода «Пяти династий»,
когда число военных группировок,
претендовавших на трон, доходило
до 20.
|