Новый курс.

Новый курс. На первой сессии ВСНП пятого созыва, состоявшейся в начале 1978, была закреплена переориентация правительственного политического курса. На съезде КПК Хуа Гофэн раскрыл содержание 8-летнего плана экономического развития. Одновременно происходили перемены и в области внешней политики. В августе 1978 между Китаем и Японией был заключен договор о мире и дружбе, а в декабре США объявили, что с 1 января 1979 они распространяют свое дипломатическое признание на Китайскую Народную Республику. После установления китайско-американских дипломатических связей в политику Китая были внесены коррективы, в соответствии с которыми «империалистические» Соединенные Штаты допускались к участию в широком объединенном фронте против «гегемонистского» СССР.

Действия во внешнеполитической сфере определялись также и характером более узких интересов. В связи с политическими разногласиями Китай в середине 1978 прекратил оказание какой-либо помощи Вьетнаму. В начале 1979, ссылаясь на случаи нарушения границ со стороны Вьетнама, было предпринято крупное военное вторжение на вьетнамскую территорию. Однако китайские войска оказались не в состоянии добиться решающей победы, и в марте 1979 операция завершилась выводом китайских войск.

Вскоре после окончания вьетнамской операции наметился рост напряженности в китайско-американских отношениях по вопросу о статусе Тайваня. Правительство США признало КНР «единственным законным правительством Китая», согласившись с тем, что Тайвань является частью территории Китая, однако в апреле 1979 Конгресс США принял Закон об отношениях с Тайванем, в соответствии с которым США брали на себя обязательство снабжать Тайвань «вооружениями оборонительного характера» и предостерегали (КНР) о недопустимости «любых попыток определять будущее Тайваня не мирным, а каким-либо иным путем».

В 1980 Хуа Гофэн ушел в отставку с поста премьера Госсовета, передав свои полномочия Чжао Цзыяну. Вместе с Хуа в отставку ушли семь его заместителей, включая Дэн Сяопина. При этом Дэн остался на посту председателя Военного совета ЦК партии (и государства). В 1981 на посту главы партии Хуа Гофэна сменил Ху Яобан. См. ДЭН СЯОПИН.

Под руководством Дэн Сяопина, Ху Яобана и Чжао Цзыяна Китай встал на путь модернизации. Ведущим звеном всех перемен стала широкомасштабная либерализация в сельском хозяйстве, начавшаяся в 1979. В городах поощрялось развитие мелкого бизнеса, а контроль над промышленными предприятиями был децентрализован, хотя правительство продолжало регулировать цены и распределять ресурсы. Вдоль юго-восточного побережья Китая были созданы «особые экономические зоны», в которых действовали законы свободного рынка.

Все эти реформы оказались поразительно эффективными. В течение 1980-х годов национальный доход возрастал в среднем на 10% в год. Однако в конце 1980-х годов возник ряд серьезных проблем. Увеличение доходов привело к росту импорта, поэтому начиная с 1985 во внешней торговле Китая образовался значительный дефицит, а внешний долг страны стал быстро увеличиваться. Кроме того, рост стоимости «потребительской корзины», несмотря на официальный контроль над ценами, привел к увеличению темпов инфляции. Широкое распространение получила коррупция среди правительственных чиновников и партийных функционеров, которые наживались на выдаче разрешений и лицензий и использовали в личных интересах право контроля за распределением ресурсов.

Начиная с движения «Стена демократии» в 1978–1979 студенты и интеллигенция периодически призывали к демократизации политической жизни. Хотя Ху Яобан и Чжао Цзыян проявляли склонность к проведению демократических реформ, Дэн выступил против политической либерализации с той же настойчивостью, с какой он ратовал за либерализацию экономической деятельности. В январе 1987 после крупных студенческих демонстраций Ху Яобан был вынужден уйти с поста генерального секретаря ЦК КПК.

На 13-м съезде партии, состоявшемся в октябре 1987, генеральным секретарем был избран Чжао Цзыян. Премьером стал противник радикальных реформ Ли Пэн, а председателем КНР – ветеран из среды военных Ян Шанкунь (1988).

В конце апреля 1989 в связи со смертью Ху Яобана во многих городах страны прошли мощные демонстрации студентов и рабочих, выступавших с требованиями демократизации политической жизни и решительной борьбы с коррупцией. В Пекине объявившие голодовку студенты и их сторонники более месяца занимали площадь Тяньаньмэнь. 4 июня 1989 по указанию Дэн Сяопина, Ян Шанкуня и Ли Пэна армия и полиция начали массовую акцию подавления. По некоторым источникам, на улицах Пекина погибло более 1000 человек, десятки тысяч оппозиционеров были брошены в тюрьмы по обвинению в мятеже, а некоторые казнены. Чжао Цзыян и другие либералы были исключены из партии.

В 1989–1991 прирост национального дохода замедлился, темпы инфляции снизились, возросла эффективность внешней торговли. В конце 1993 член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, вице-премьер Чжу Жунцзи объявил о введении в действие нового комплекса важных экономических реформ (совершенствование банковской системы, кардинальная реформа налоговой системы в целях устранения различий в экономическом положении бедных и богатых регионов и др.).

В 1997 Чжу Жунцзи занял пост премьера Госсовета КНР. Политическая концепция Дэн Сяопина была одобрена XIV съездом КПК, состоявшимся в октябре 1992. Цзян Цзэминь укрепил свои позиции в качестве реального и номинального преемника Дэна. Весной 1993 Цзян заменил Ян Шанкуня на посту председателя КНР.

Смерть Дэн Сяопина в Пекине 19 февраля 1997 не привела к сколько-нибудь серьезным переменам. На 15-м съезде КПК (сентябрь 1997) была подтверждена генеральная линия на проведение последовательной экономической реформы при достаточно жестком сдерживании преобразований в сфере политики и идеологии. Из состава постоянного комитета Политбюро ЦК КПК в связи с делом о коррупции был выведен бывший мэр Пекина Чэнь Ситун, а в новый состав комитета введен прагматичный сторонник реформ, бывший министр внешнеэкономических связей Ли Ланьцин. Позиции пекинского руководства и лично Цзян Цзэминя упрочились после перехода 1 июля 1997 Сянгана (Гонконга) под юрисдикцию Китая.

Коррупция, неравномерность в региональном развитии, высокий уровень безработицы, широкое недовольство населения архаичными методами политического и административного контроля являются для современного Китая потенциально дестабилизирующими факторами. Однако при всех существующих экономических и внутриполитических проблемах в настоящий момент положение в Китае характеризуется относительной стабильностью, динамичным развитием экономики и высокой степенью доверия со стороны международного сообщества.

 



(c) Copyright 2002

   

Используются технологии uCoz