Новый курс. На первой сессии
ВСНП пятого созыва, состоявшейся
в начале 1978, была закреплена
переориентация правительственного
политического курса. На съезде
КПК Хуа Гофэн раскрыл содержание
8-летнего плана экономического
развития. Одновременно происходили
перемены и в области внешней
политики. В августе 1978 между
Китаем и Японией был заключен
договор о мире и дружбе, а в
декабре США объявили, что с
1 января 1979 они распространяют
свое дипломатическое признание
на Китайскую Народную Республику.
После установления китайско-американских
дипломатических связей в политику
Китая были внесены коррективы,
в соответствии с которыми «империалистические»
Соединенные Штаты допускались
к участию в широком объединенном
фронте против «гегемонистского»
СССР.
Действия во внешнеполитической
сфере определялись также и характером
более узких интересов. В связи
с политическими разногласиями
Китай в середине 1978 прекратил
оказание какой-либо помощи Вьетнаму.
В начале 1979, ссылаясь на случаи
нарушения границ со стороны
Вьетнама, было предпринято крупное
военное вторжение на вьетнамскую
территорию. Однако китайские
войска оказались не в состоянии
добиться решающей победы, и
в марте 1979 операция завершилась
выводом китайских войск.
Вскоре после окончания вьетнамской
операции наметился рост напряженности
в китайско-американских отношениях
по вопросу о статусе Тайваня.
Правительство США признало КНР
«единственным законным
правительством Китая»,
согласившись с тем, что Тайвань
является частью территории Китая,
однако в апреле 1979 Конгресс
США принял Закон об отношениях
с Тайванем, в соответствии с
которым США брали на себя обязательство
снабжать Тайвань «вооружениями
оборонительного характера»
и предостерегали (КНР) о недопустимости
«любых попыток определять
будущее Тайваня не мирным, а
каким-либо иным путем».
В 1980 Хуа Гофэн ушел в отставку
с поста премьера Госсовета,
передав свои полномочия Чжао
Цзыяну. Вместе с Хуа в отставку
ушли семь его заместителей,
включая Дэн Сяопина. При этом
Дэн остался на посту председателя
Военного совета ЦК партии (и
государства). В 1981 на посту
главы партии Хуа Гофэна сменил
Ху Яобан. См. ДЭН СЯОПИН.
Под руководством Дэн Сяопина,
Ху Яобана и Чжао Цзыяна Китай
встал на путь модернизации.
Ведущим звеном всех перемен
стала широкомасштабная либерализация
в сельском хозяйстве, начавшаяся
в 1979. В городах поощрялось
развитие мелкого бизнеса, а
контроль над промышленными предприятиями
был децентрализован, хотя правительство
продолжало регулировать цены
и распределять ресурсы. Вдоль
юго-восточного побережья Китая
были созданы «особые экономические
зоны», в которых действовали
законы свободного рынка.
Все эти реформы оказались
поразительно эффективными. В
течение 1980-х годов национальный
доход возрастал в среднем на
10% в год. Однако в конце 1980-х
годов возник ряд серьезных проблем.
Увеличение доходов привело к
росту импорта, поэтому начиная
с 1985 во внешней торговле Китая
образовался значительный дефицит,
а внешний долг страны стал быстро
увеличиваться. Кроме того, рост
стоимости «потребительской
корзины», несмотря на
официальный контроль над ценами,
привел к увеличению темпов инфляции.
Широкое распространение получила
коррупция среди правительственных
чиновников и партийных функционеров,
которые наживались на выдаче
разрешений и лицензий и использовали
в личных интересах право контроля
за распределением ресурсов.
Начиная с движения «Стена
демократии» в 1978–1979
студенты и интеллигенция периодически
призывали к демократизации политической
жизни. Хотя Ху Яобан и Чжао
Цзыян проявляли склонность к
проведению демократических реформ,
Дэн выступил против политической
либерализации с той же настойчивостью,
с какой он ратовал за либерализацию
экономической деятельности.
В январе 1987 после крупных
студенческих демонстраций Ху
Яобан был вынужден уйти с поста
генерального секретаря ЦК КПК.
На 13-м съезде партии, состоявшемся
в октябре 1987, генеральным
секретарем был избран Чжао Цзыян.
Премьером стал противник радикальных
реформ Ли Пэн, а председателем
КНР – ветеран из среды военных
Ян Шанкунь (1988).
В конце апреля 1989 в связи
со смертью Ху Яобана во многих
городах страны прошли мощные
демонстрации студентов и рабочих,
выступавших с требованиями демократизации
политической жизни и решительной
борьбы с коррупцией. В Пекине
объявившие голодовку студенты
и их сторонники более месяца
занимали площадь Тяньаньмэнь.
4 июня 1989 по указанию Дэн
Сяопина, Ян Шанкуня и Ли Пэна
армия и полиция начали массовую
акцию подавления. По некоторым
источникам, на улицах Пекина
погибло более 1000 человек,
десятки тысяч оппозиционеров
были брошены в тюрьмы по обвинению
в мятеже, а некоторые казнены.
Чжао Цзыян и другие либералы
были исключены из партии.
В 1989–1991 прирост национального
дохода замедлился, темпы инфляции
снизились, возросла эффективность
внешней торговли. В конце 1993
член Постоянного комитета Политбюро
ЦК КПК, вице-премьер Чжу Жунцзи
объявил о введении в действие
нового комплекса важных экономических
реформ (совершенствование банковской
системы, кардинальная реформа
налоговой системы в целях устранения
различий в экономическом положении
бедных и богатых регионов и
др.).
В 1997 Чжу Жунцзи занял пост
премьера Госсовета КНР. Политическая
концепция Дэн Сяопина была одобрена
XIV съездом КПК, состоявшимся
в октябре 1992. Цзян Цзэминь
укрепил свои позиции в качестве
реального и номинального преемника
Дэна. Весной 1993 Цзян заменил
Ян Шанкуня на посту председателя
КНР.
Смерть Дэн Сяопина в Пекине
19 февраля 1997 не привела к
сколько-нибудь серьезным переменам.
На 15-м съезде КПК (сентябрь
1997) была подтверждена генеральная
линия на проведение последовательной
экономической реформы при достаточно
жестком сдерживании преобразований
в сфере политики и идеологии.
Из состава постоянного комитета
Политбюро ЦК КПК в связи с делом
о коррупции был выведен бывший
мэр Пекина Чэнь Ситун, а в новый
состав комитета введен прагматичный
сторонник реформ, бывший министр
внешнеэкономических связей Ли
Ланьцин. Позиции пекинского
руководства и лично Цзян Цзэминя
упрочились после перехода 1
июля 1997 Сянгана (Гонконга)
под юрисдикцию Китая.
Коррупция, неравномерность
в региональном развитии, высокий
уровень безработицы, широкое
недовольство населения архаичными
методами политического и административного
контроля являются для современного
Китая потенциально дестабилизирующими
факторами. Однако при всех существующих
экономических и внутриполитических
проблемах в настоящий момент
положение в Китае характеризуется
относительной стабильностью,
динамичным развитием экономики
и высокой степенью доверия со
стороны международного сообщества.
|