ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
У Китая пяти-тысячелетняя древняя история и издревле существует традиция
уважения к учителям и почитания образования. Просвещение в древнем Китае сыграло
не только важнейшую роль в передаче следующим поколениям китайской цивилизации и
ее развитии, но и внесло колоссальный вклад в развитие мировой цивилизации.
Китайское образование в новое время берет свое начало в период радикальных
социальных подвижек столетие назад. Однако полуколониальное, полуфеодальное
состояние тогдашнего общества в Китае приводило к общему замедлению развития
китайского образования в новое время, к его отставанию от хода развития
образования в мире.
1 октября 1949 года была создана Китайская Народная Республика, и китайский
народ обрел право быть хозяином в своей стране. Началась новая эра в китайской
истории, и с этого времени дело образования в Китае вступило в совершенно новый
этап развития.
После образования Китайской Народной Республики китайское правительство
уделило серьезное внимание делу развития просвещения, создало новое
социалистическое образование, заметно повышало культурно-просветительский
уровень народа. Гарантируя фундаментальное право народа на получение
образования, страна быстро оздоровляла учебную систему, развивала образование
разных ступеней, воспитывала всесторонне развитого нового человека
социализма.
Удовлетворяя потребности социально-экономического развития и стремясь идти в
ногу со стремительным научно-техническим прогрессом в мире, в Китае была
выдвинута и осуществлена стратегия "процветание страны на основе развития науки
и техники ". В процессе социалистической модернизации образование заняло
стратегическое положение и началось его приоритетное развитие. В соответствии с
направляющем курсом "просвещение должно обращаться лицом к модернизации, к миру,
к будущему" постоянно шло вперед реформирование и развитие образования.
Проводился в жизнь курс, согласно которому "образование должно служить
социалистической модернизации, должно быть соединено с производством и трудом,
растить всесторонне развитых строителей социализма и их смену в моральном,
интеллектуальном, физическом и эстетическом отношениях". Чтобы во всеоружии
встретить будущие вызовы, прилагались усилия для всестороннего развития
высококачественного образования, воспитания нового поколения, обладающего
творческим духом и практическими способностями.
В результате 50 лет строительства, развития и реформирования образование в
КНР встав на ноги, достигшие блестящие успехи, входит в новый век исполненным
жизненной силы.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Система образования в учебных заведениях Китайской Народной Республики
включает в себя дошкольное образование, начальную школу, неполную среднюю школу,
полную среднюю школу, университет, аспирантуру. В соответствии с этой градацией
возраст учащихся и сроки обучения таковы: детские сады набирают детей
дошкольного возраста от 3 лет и готовят их три года. Начальная школа и неполная
средняя школа сейчас параллельно практикуют учебную систему "6.3", "5.4" и "9
лет подряд" (в большинстве районов используется в основном системе "6.3").
Поэтому срок обучения в начальной школе 6-5 лет, в неполной средней школе 3-4
года; возраст учащихся начальной школы 6-7 лет, а неполной средней школы 12-13
лет.
Возраст учащихся, поступающих в обычную полную среднюю школу, - 15-16 лет, и
они обучаются в ней 3 года. Средние профессиональные училища подразделяются на 2
категории: для училищ, набирающих учащихся из выпускников неполной средней
школы, возраст поступления 15-16 лет, срок обучения в общем составляет 4 года, а
в некоторых училищах 3 года. Для училищ, набирающих учащихся из выпускников
полной средней школы, возраст поступающих не превышает 22 года, и срок обучения
в общем составляет 2 года. Профессией выпускники неполной средней школы
овладевают за 3-4 года. В технических училищах срок обучения 3 года. Возраст
поступающих в профессиональные средние школы – 15-16 лет, а срок обучения – 2-3,
а в некоторых случаях 4 года.
В дневных высших учебных заведениях обучение ведется в течение 4-5 лет (в
некоторых медицинских институтах 7-8 лет), а в специальных учебных заведениях и
в высших профессиональных технических училищах срок обучения составляет 2-3
года.
Подготовка аспирантов подразделяется на 2 цикла: подготовка специалистов с
ученой степенью магистра и подготовка специалистов с ученой степенью доктора
наук. Возраст аспирантов первой категории не больше 40 лет и срок обучения 2-3
года, а второй категории – не более 45 лет и срок подготовки в общем 3 года.
В системе учебных заведений разного типа для взрослых практикуется принцип
"одинаковый уровень, одинаковые стандарты". В средних учебных заведениях для
взрослых срок обучения с полным отрывом от производства в целом тот же, что в
однопрофильных дневных учебных заведениях. В учебных заведениях обучение с
частичным отрывом от производства или в вечерних учебных заведениях срок
обучения продолжительнее примерно на один год по сравнению с однопрофильными
дневными учебными заведениями. Срок получения образования по данному профилю в
вузах для взрослых в общем 4-5 лет. Форм преподавания специальных дисциплин
довольно много, срок обучения ими в целом колеблется между 2-4 годами.
"Закон Китайской Народной Республики об обязательном образовании"
устанавливает, что государство осуществляет обязательное девятилетнее
образование, т.е. этап начального и неполного среднего образования являются
этапами обязательного образования. "Каждый ребенок без различия пола,
национальности, расы по достижении шестилетнего возраста поступает в школу и
получает обязательное образование. В районах, где еще не созданы необходимые
условия, возраст поступления в школу может быть установлен с семи лет.
Государство, общество и семья обязаны обеспечивать это".
Приложение: схема системы учебных заведений в КНР.
--Административная система образования
--Административная система образования в Китайской Народной Республике
включает в себя 4 ступени: Центр, провинция (автономный район, город
центрального подчинения), город (район) и уезд. Статья четырнадцатая "Закона об
образовании Китайской Народной Республики" устанавливает: "Государственный Совет
и местные народные правительства различных ступеней в соответствии с принципом
управления своим участком и разделением труда руководят и управляют работой
системы образования. Среднее и неполное среднее образование и ниже управляются
местными народными правительствами под руководством Государственного Совета;
высшее образование управляется Государственным Советом, народными
правительствами провинций, автономных районов, городов центрального подчинения".
Статья пятнадцатая устанавливает: "Административные органы образования
Государственного Совета ведают работой в сфере образования во всей стране,
осуществляют единое планирование, координируют и управляют делом образования во
всей стране. Административные органы образования местных народных правительств
различных ступеней от уезда и выше ведают работой в сфере образования в данном
административном районе. Другие соответствующие ведомства народных правительств
различных ступеней от уезда и выше в рамках своей компетенции отвечают за
соответствующую работу в сфере образования". Органом, занимающимся делом
образования в целом по стране, является Министерство образования КНР. Связанные
с Государственным Советом несколько хозяйственных министерств и комитетов также
учреждают ведомства, частично занимающиеся образованием, и административные
органы по отраслевому образованию.
ПРАВОВОЕ СТРОИТЕЛЬСВТО ОБРАЗОВАНИЯ
--Правовое строительство образования в Китайской Народной Республике включает
в себя такие сферы, как законодательство, исполнение законов и контроль за
исполнением законов.
--Государственные законы в Китае, касающиеся образования, принимаются высшим
органом власти в стране – Всекитайским собранием народных представителей и его
Постоянным комитетом. В соответствии с Конституцией уже разработаны и
обнародованы "Закон Китайской Народной Республики об образовании", "Закон
Китайской Народной Республики об обязательном образовании", "Закон Китайской
Народной Республики о высшем образовании", "Закон Китайской Народной Республики
о профессиональном образовании", "Закон Китайской Народной Республики о
преподавателях", "Положение Китайской Народной Республики об ученых степенях".
Эти 6 законов составляют юридические рамки образования в Китае. Одновременно
Государственный Совет КНР разработал и обнародовал установления, касающиеся
образования: "Положение об образовании инвалидов", "Положение о награждении за
успехи в преподавании", "Положение о мандате преподавателей", "Положение об
управлении детскими садами", "Положение об организации обучения общественными
силами" и другие (всего около 10). Все эти законы и установления, касающиеся
образования, а также свыше 600 административных актов Министерства образования
(бывшего Государственного комитета образования) в основном сформировали в рамках
государственного законодательства достаточно совершенную систему законов и
правил, касающихся государственного образования. В соответствии с
законодательством, касающимся государственного образования, законодательные
органы провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, а также
городов, имеющих право законотворческой деятельности, на базе основных
принципов, утвержденных законами о государственном образовании, и в соединении с
местными реалиями разрабатывают и публикуют установления об образовании
локального характера, делая упор на реализацию принципов и установок Закона о
государственном образовании. В настоящее время вышли уже 138 местных актов,
которые стали полезным дополнением государственного законодательства об
образовании.
--Наряду с разработкой законодательства об образовании в Китае обращается
большое внимание на параллельное развертывание работы по популяризации законов,
административному соблюдению законов и контролю за соблюдением законов и других
звеньев правовой деятельности. В первом приближении создан механизм
функционирования правовой системы в области образования. В результате сложились
необходимые условия для воплощения в жизнь стратегии правового управления в
сфере образования и обеспечения ее реформирования в сочетании с развитием и
обеспечением получения образования в опоре на систему и на право.
Правовое строительство образования в Китае заложило прочную базу для создания
системы социалистического образования с китайской спецификой. Законы и
установления, касающиеся образования, утвердили курс в области китайского
государственного образования и руководящие идеи в развитии этой сферы, а также
критерии морально-воспитательной работы в учебных заведениях, систему управления
в высших учебных заведениях, гарантировало равное право граждан на получение
образования и другие фундаментальные принципы. В правовом обеспечении отражены
направления и коренные потребности образования в КНР. Оно определило систему
китайского образования различных ступеней и ее категории, экзаменационную
систему в сфере образования, систему получения свидетельств об обучении и
систему ученых степеней, систему инспекции и руководства, систему оценок учебы в
учебных заведениях, а также другие основополагающие системы. Оно внесло ясность
в систему управления в фундаментальном, профессиональном и высшем образовании, в
систему финансирования, в обязанности и компетенции Центра и мест в управлении
сферой образования. Оно определило нормы субъектов образования различных
категорий, а также связь между правами и обязанностями, создав таким образом
достаточно совершенные системы и нормы.
Образование в Китае уже вступило на путь правового функционирования.
РАЗВИТЕ ДЕЛА ПРОСВЕЩЕНИЯ
За 50 лет со времени образования Китайской Народной Республики и в
особенности за 20 лет осуществления в Китае политики реформ и открытости
китайское образование (исключая образование на Тайване и в особых
административных районах Гонконга и Макао) достигло грандиозных успехов, став
крупнейшим в масштабах всего мира. В настоящее время китайский гражданин в
среднем получает образование в течение примерно 8 лет, численность образованного
населения составляет 340 млн. человек, его удельный вес – 27,5% всего населения.
К концу 1999 года в КНР работало 1590 тыс. учебных заведений всех ступеней и
категорий, среди них 860 тыс. обычных учебных заведений, более 730 тыс. учебных
заведений для взрослых. Учащихся насчитывалось свыше 230 млн. человек. В учебных
заведениях всего было занято 16 млн. преподавателей, рабочих и служащих, из них
12280 тысяч – преподаватели.
Китайское правительство уделяло большое внимание дошкольному образованию. В
1999 г. в стране было 181100 детских садов, которые посещали 23262600 детей.
Китайское правительство уделяло большое внимание всеобщему и обязательному
9-летнему образованию, а также работе по ликвидации неграмотности среди
молодежи. В 1999 году поступающих в начальные школы с примерно 20% в 1949 году
увеличилось до 99,1%. Процент учащихся неполной средней школы достиг 88,6%.
Начальных школ насчитывалось 582300, их посещали 135479600 человек, из которых
94,37% по окончании школы продолжали учиться. В начальных школах по всему Китаю
преподавателями работали 5860500 человек. Неполных средних школ насчитывалось
64400 (из них 1319 – профессиональные неполные средние школы), их посещали
58116500 учащихся (900800 – учащиеся профессиональных неполных средних школ),
50% выпускников неполных средних школ продолжали учиться дальше. Преподавателей
в этих школах насчитывалось по всей стране 3187500 человек. Распространение
обязательного образования достигло исторического процесса. К концу 1999 года
районы, где прожило 80% населения КНР, в основном были охвачены обязательным
образованием.
Китайское правительство уделяло серьезное внимание работе по ликвидации
"неграмотности". До 1949 года свыше 80% населения в старом Китае было
неграмотным. После образования нового Китая благодаря последовательным и
постоянным усилиям неграмотность была ликвидирована у 230 миллионов человек. В
1999 году во всем населении страны неграмотных осталось менее 14,5%, а в
возрасте 15-50 лет неграмотными были менее 5,5%.
Значительным вниманием китайского правительства пользовался вопрос о
гарантиях получения образования специфическим населением. Следуя принципам,
определенным Конституцией и Законом об образовании, правительство обращало
большое внимание и обеспечивало равные права граждан на получение образования.
Для людей, испытывавших различные трудности, предпринимались специальные меры в
порядке оказания помощи. Женщины и девочки обрели гарантии на получение
образования. В старом Китае 90% женщин были неграмотны. В 1949 году лишь
примерно 15% девочек ходили в школу, а в 1999 году процент поступающих в школу
девочек достиг 99%. Разрыв между учащимися мужского и женского пола снизился до
0,1%, в сравнении с мальчиками численность девочек в целом уравнялась. В 1949 г.
девочки в начальных школах составляли лишь 23% учеников, а в 1999 г. их было уже
47,64%, что выше мирового уровня девочек-учениц начальных школ, который был
равен 45,7%. На этапе среднего образования пропорция девочек-учащихся учебных
заведений в 1999 г. превысила 50%, а в обычных университетах эта доля в 1999 г.
достигла 40%. Китайская женщина в среднем учится 6,5 лет.
Быстрое развитие специфического образования. В 1999 году количество учебных
заведений по стране с неординарным образованием достигло 1520. В этих учебных
заведениях и обычных учебных заведениях получали образование 371600
студентов-инвалидов.
Колоссальны успехи в развитии просвещения для национальных меньшинств. В 1999
году во всем Китае функционировали 12 национальных институтов (университетов), в
пяти автономных национальных районах (Синьцзян, Тибет, Нинся, Внутренняя
Монголия и Гуанси) имелось 74 обычных высших учебных заведения, 150 средних
национальных профессиональных училищ, 158 национальных профессиональных средних
школ, 3500 с лишним национальных средних школ, 20 тыс. с лишним национальных
начальных школ и около одной тысячи детских садов. Количество учащихся в
национальных учебных заведениях различных ступеней и категорий достигло 5
миллионов человек, а преподавателей в них насчитывалось свыше 300 тысяч человек.
В 1999 году студентов из среды национальных меньшинств обучалось в университетах
250 тысяч человек, что составляло 6,06% студентов университетов во всей стране.
В настоящее время все 55 нацменьшинств Китая имеют своих студентов в
университетах.
Страна помогает районам, населенным нацменьшинствами, осуществлять двуязычное
обучение и обеспечение учебными материалами на национальных языках. Из 55
нацменьшинств Китая 53 имеют свой язык. Используя 29 видов учебных материалов на
языке 21 национальности или переводные материалы ведется двуязычное обучение.
Ежегодно издается и переводится более 3500 видов учебных материалов для средней
и начальной школы по различным дисциплинам общим тиражом около 100 млн.
экземпляров.
Быстро развивается образование на этапе средней школы. В конце 1999 года в
Китае насчитывалось 14100 средних школ с 10497100 учащимися, 21800
специализированных средних школ со 14427500 учащимися. Поступающие учиться на
этапе средней школы составляют 41,5% учащихся, выпускников, которые продолжают
образование – 63,8%. Преподавателей в обычных полных средних школах
насчитывается 692400 человек.
Начинается масштабное развитие среднего профессионального образования. В 1999
году в Китае имелось 16641 среднее профессиональное училище, в которые были
набраны более 4120 тыс. учеников. В этих учебных заведениях занималось свыше
11400 тыс. учащихся. По количеству набранных и занимающихся в этих училищах они
составляют соответственно 51% и 52% всех получающих образование в Китае на этапе
средней школы.
Устойчивое развитие получило высшее образование. В 1949 году на китайском
материке работало лишь 205 вузов. В 1999 году их было уже 1942, и в них
обучалось по данному профилю 7180 тыс. студентов с 4-х и 3-летним сроком
обучения, из которых 4130 тыс. студентов получали 4-летнее образование.
Насчитывалось 871 вузов для взрослых с 3040 тысячами учащихся по 4-летней
программе. Число абитуриентов для получения высшего образования составляет
приблизительно 10,5%. В 775 организациях велась подготовка аспирантов, которых
насчитывалось 233500 человек.
Быстро развивается высшее профессиональное образование и высшее образование
на основе экстерна. Уже функционируют 92 таких профессионально-технических
институтов. Число лиц, принимаемых для получения высшего образования на базе
экстерна, достигло 13 млн. человек. Одновременно активно разворачивается
профессиональная переподготовка. В 1999 году различными формами этого обучения в
системе среднего специального образования и образования для взрослых было
охвачено 101570 тыс. человек-раз.
Китайское правительство наращивает и поддерживает общественные силы,
создающие организации, занимающиеся обучением. В 1999 году по всей стране было
открыто 50 тысяч с лишним общественных учебных заведений различной ступени и
различных категорий и учреждений образования, в них числилось свыше 10 млн.
учащихся. Среди этих учебных заведений 37 тысяч детских садов, которые посещали
около 2220 тысяч детей; 3264 начальные школы с контингентом 980 тысяч учащихся;
2593 обычные средние школы, в которых учились 1070 тысяч человек; 950
профессиональных средних школ с контингентом 270 тысяч учащихся. 37 вузов,
функционирующих на общественные фонды, выдают дипломы и свидетельства в них
обучалось 46 тысяч студентов; 157 экспериментальных учебных заведений с
получением свидетельств и дипломов о получении высшего образования, в них
обучалось 258 тысяч человек; 1240 других организаций высшего образования.
Контингент учащихся составлял 1184 тысячи человек. Общественные организации
высшего образования становятся важной силой в армии китайского образования.
В Китае заметно прогрессирует информатизация образования, активно развивается
дистанционное образование. В 1979 году был открыт университет Центрального радио
и телевидения Китая, в 1986 году начало функционирование китайское телевидение
образования со спутниковым вещанием. К середине 90-х годов в КНР сформировалась
крупнейшая в мире по масштабам в рамках национальной территории система
дистанционного образования, главным звеном которой являются радио и
телевизионные передачи, более 2000 тыс. преподавателям и директорам начальных и
средних школ предоставляли возможность продолжать образование и переподготовку,
оставаясь на своих постах. Благодаря этой форме обучения было выпущено 2310 тыс.
человек, получивших 3-летнее образование. В настоящее время в учебных заведениях
радио и телевидением обучается 1100 тыс. человек. Кроме того, учебные заведения
радио и телевидения предоставил и десяткам миллионам крестьян знания по
агротехнике.
В 1994 г. в КНР началось создание сети образования и научных исследований
(CERNET) и в основном уже сформирована система сетей в области образования,
состоящая из главной государственной сети, районной сети и сети учебных
заведений и детских садов. Сетью СETNET уже охвачено более 70 городов, около 400
вузов. Очень скоро она свяжет все однопрофильные высшие учебные заведения, а
через INTERNET свяжет и со всем миром. Пропускная способность главной
государственной сети CERNET и районных сетей достигла 155М. Развитие сетей
Интернета стимулирует развитие современного дистанционного образования. В Китае
уже имеется 30 высших учебных заведений, ведущих преподавание через Интернет.
Современное дистанционное образование, технической основой которого служит
Интернет, в соединении с радио и телевизионным образованием и связью через
спутники образовало телекоммуникационную систему образования, покрывающую весь
Китай.
В КНР активно развивается пожизненное образование. Китайское правительство
разработало политику всестороннего продвижения вперед воспитания качественных
характеристик, пролагая и укрепляя связи и контакты для получения образования
разных ступеней и категорий, помогая учебным заведениям открываться обществу и
стимулируя людей поэтапно завершать образование и продолжать учиться, В
настоящее время быстро развивается система образования в социумах.
ПОЛОЖЕНИЕ С КОРПУСОМ ПРЕДПОДАВАТЕЛЕЙ
Прекрасной китайской национальной традицией является уважение к учителю.
Китайское правительство постоянно уделяет серьезное внимание созданию
преподавательского корпуса и непрерывному повышению социального статуса
преподавателей. В 1985 году в КНР был учрежден праздник учителя, отмечаемый 10
сентября. Это – первый в Китае праздник людей отдельной профессии. В 1993 году в
Китае был обнародован "Закон о преподавателях Китайской Народной Республики",
который содержит ясные положения о правах и обязанностях преподавателя, о цензе
и приеме на работу преподавателя, о воспитании и подготовке преподавателя, а
также о проверке, поощрении и зарплате преподавателя, о юридической
ответственности, которую должен нести преподаватель. С этого времени корпус
китайских преподавателей вступил на рельсы правового строительства.
В Китае действует преподавательский ценз. В соответствии с "Положением о
цензе преподавателя" этот ценз подразделяется на 7 категорий: ценз преподавателя
в детском саду, ценз преподавателя начальной школы, ценз преподавателя неполной
средней школы, ценз преподавателя средней школы, ценз преподавателя среднего
профессионального училища, ценз преподавателя-руководителя практики в среднем
профессиональном училище и ценз преподавателя высшего учебного заведения.
Государство установило соответственный уровень подготовки для преподавателей
различных категорий: преподаватели в детских садах должны окончить
педагогическое училище для работы с детьми дошкольного возраста и выше,
преподаватели начальной школы – среднее педагогическое училище и выше,
преподаватели неполной средней школы – высшее специальное педагогическое училище
или другие профильные университеты, преподаватели средней школы высшей категории
– высший педагогический институт по данному профилю и выше, высшие учебные
заведения – аспирант или выпускник университета по данной дисциплине.
В Китае практикуется система должностей преподавателей. Преподаватели высших
учебных заведений занимают должности профессора, доцент, лектора, ассистента.
Должности преподавателей средних профессиональных училищ – преподаватель высшей
категории, лектор, помощник лектора, преподаватель. Должности преподавателей
теории культуры и техники в учебных заведениях для квалифицированных рабочих –
лектор высшей категории, лектор, помощник лектора, преподаватель. Должности
преподавателей производственной практики в учебных заведениях для
квалифицированных рабочих – инструктор-преподаватель высшей категории по
практическим занятиям, инструктор-преподаватель первой категории по практическим
занятиям, инструктор-преподаватель второй категории по практическим занятиям,
инструктор-преподаватель третьей категории по практическим занятиям. Должности
преподавателей обычной средней школы – преподаватель высшей категории,
преподаватель первой категории, преподаватель второй категории, преподаватель
третьей категории. Должности преподавателей профессиональной средней школы –
аналогичны средней школы, но вместе с тем там есть инструктор-преподаватель
практических занятий, причем методика в основном та же, что и в учебных
заведениях по подготовке квалифицированных рабочих. Должности преподавателей
начальной школы – преподаватель высшей категории, преподаватель первой
категории, преподаватель второй категории и преподаватель третьей категории.
Должности воспитателей в детских садах аналогичны должностям преподавателей
начальной школы.
Китайское правительство активно развертывает работу по переподготовке и
углублению знаний преподавателей, чтобы постоянно повышать качественные
характеристики всего преподавательского корпуса. Для преподавателей начальных и
средних школ органы переподготовки – это главным образом обычные педагогические
училища и институты разных ступеней, институты усовершенствования преподавателей
и другие органы переподготовки, а также учебные заведения преподавательской
службы. Для преподавателей высших учебных заведений органы переподготовки – это
главным образом в 6 головных педагогических университетах, относящихся к
министерству образования, несколько головных университетов непедагогического
профиля, несколько центров переподготовки высших учебных заведений, а также
институты высшей категории, где преподаватели работают. В настоящее время после
дополнительной подготовки, полученной преподавателями начальной и средней школы,
центр тяжести переподготовки смещается в сторону продолжения образования. В 1999
году китайское правительство выступило за реализацию "Проекта продолжения
образования преподавателей начальных и средних школ". Цель этого проекта такова:
к 2000 году в основном распространить на всю страну обязательное 9-летнее
образование и в основном ликвидировать неграмотность среди молодежи, энергично
двигать вперед воспитание качественных характеристик, совершенствовать систему
профессиональной переподготовки, и продолжения образования, создать возможность
того, чтобы новая рабочая сила и профессиональные работники города и деревни в
массовом порядке были охвачены образованием и переподготовкой разных уровней и
форм; активно и стабильно развивать высшее образование, довести примерно до 11%
число поступающих в высшие учебные заведения. Указанный проект предусматривает
также постановку задачи создания государственной системы обновления, воспитание
и подготовку кадров высокого уровня, которые обладают способностью к обновлению;
интенсификацию научных исследований, а также внесение вклада вузами в дело
создания новых точек роста и развития экономики за счет новейших технологий;
углубление реформ, создание основных рамок новой системы образования, активное
содействие социально-экономическому развитию. К 2010 году на базе всестороннего
осуществления цели "двух главных" в городах и экономически развитых районах
последовательно распространять образование на этапе средней школы, срок
получения образования населением всей страны довести до передового уровня
развивающихся стран; значительно расширить масштабы высшего образования, прием в
вузы приблизить к 15%, по нескольким вузам и ряду важнейших учебных дисциплин
достичь или приблизиться к мировому уровню; в основном создать систему
пожизненного образования, оказывать достаточную поддержку кадрами и вносить
вклад знаниями для государственной системы обновления знаний, а также
модернизации.
В 1998 году китайское правительство предложило высшим учебным заведениям
"План поощрения отличившихся ученых" с целью подключить большую группу лучших
зарубежных и китайских молодых ученых к участию в повышении уровня китайских
вузов, к подтягиванию в стране важнейших учебных дисциплин, к достижению или
поддержанию передового международного уровня и к созданию ученого авангарда,
стоящего на ведущем международном уровне. Осуществление этого плана играет
позитивную стимулирующую роль и имеет глубокое влияние на становление корпуса
преподавателей высших учебных заведений в Китае. В настоящее время две группы
ученых в количестве 200 человек по специальному приглашению заняли посты
профессоров.
Китайское правительство последовательно стремится повышать социальный статус
и жизненные условия преподавателей. "Закон о преподавателях" ясно устанавливает,
что "средняя зарплата преподавателей должна быть не ниже или выше уровня средней
зарплаты государственных служащих и постепенно расти" и что "медицинское
обслуживание преподавателей идентично тому, которым пользуются служащие в данном
месте". Для улучшения жилищных и жизненных условий преподавателей китайское
правительство в 1994-1998 годах ассигновало свыше 9 млрд. ам. долларов и
построило для преподавателей 903 млн. квадратных метров жилья.
Благодаря неустанным усилиям создание корпуса преподавателей в Китае
увенчалось прекрасными результатами. По количеству, масштабу, качеству и
эффективности заметен его значительный рост. К 1999 году Китай стал обладателем
самого большого в мире отряда преподаватели, служащих и рабочих общей
численностью 16 миллионов человек, в том числе 12280 тыс. преподавателей. Среди
них 872400 преподаватели детских садов, 3187500 преподаватели неполной средней
школы, 692400 преподаватели полной средней школы, 425700 преподаватели вузов.
Качественный показатель корпуса преподавателей непрерывно улучшается. В 1999
году соответствие стандартам подготовки преподавателей в начальной школе
составляло 95,9%, в неполной средней школы – 85,5%, в полной средней школе –
65,89%. Постоянно повышается эффективность работы учебных заведений, в 1999 году
соотношение преподавателей и учеников в начальной школе равнялось 23,12:1, в
неполной средней школе 18,23:1, в полной средней школе 15,2:1, в высшем
образовании 13,4:1.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"Закон об образовании Китайской Народной Республики" устанавливает: "В Китае
осуществляется система финансирования образования, в основе которой -
правительственные финансовые ассигнования, а вспомогательными являются средства,
изыскиваемые по многим другим каналам". Одновременно центральное правительство и
местные правительства практикуют ступенчатое управление и ступенчатую
ответственность. Это означает, что основным источником расходов на образование в
государственных учебных заведениях различных ступеней и категорий являются
финансовые ассигнования правительства. Центральные финансы ответственны только
за финансирование высшего образования, находящегося в ведении Центра, а также за
специальные ассигнования на образование всекитайского характера. Местные финансы
ответственны за финансирование высшего образования, среднего образования и ниже,
находящегося в ведении мест. Другие каналы изыскания средств на образование –
это налоги (расходы), взимаемые по закону правительствами различных ступеней на
образование, плата за обучение студентами на этапе необязательного образования,
различные сборы со студентов на этапе обязательного образования, развитие
производств при учебных заведениях, коллективные средства и пожертвования в
порядке поддержки образования, создание фондов образования.
Правительство КНР рассматривает дело просвещения как фундаментальную,
приоритетную и связанную с общей ситуацией в стране отрасль в развитии народного
хозяйства и общества. "Закон об образовании Китайской Народной Республики" ясно
устанавливает: "Доля финансовой поддержки образования во внутреннем национальном
продукте должна постепенно увеличиваться по мере развития народного хозяйства и
роста финансовых поступлений", "Доля расходов на образование в общем объеме
финансовых расходов различных ступеней должна постепенно повышаться по мере
развития народного хозяйства", "Рост ассигнований на образование народных
правительств различных ступеней должен обгонять рост регулярных финансовых
поступления, чтобы постепенно увеличивать средние расходы на образование в
расчете на одного учащегося, обеспечивать постепенный рост зарплаты
преподавателей и общих средних расходов на одного учащегося". В 1999 году общая
сумма финансовых ассигнований на образование в Китае составила: 349040 млн.
юаней, в том числе финансовые расходы государства – 228718 млн. юаней, что
равняется 2,79% внутреннего валового продукта. Цель китайского правительства в
финансировании образования заключается в том, чтобы в сравнительно короткие
сроки долю государственных финансовых расходов на образование довести до уровня
4% внутреннего валового продукта.
Расходы на образование в Китае состоят из двух частей: расходы на образование
и расходы на капитальное строительство. Бюджет на образование включает в себя
бюджетные расходы на дело образования и бюджетные инвестиции на капитальное
строительство. На финансовых и плановых органах правительств различных ступеней
лежит обязанность по разработке проекта бюджетных расходов на образование,
который рассматривается и утверждается собраниями народных представителей тех же
ступеней. После составления бюджетных расходов на образования до внесения
поправок собранием народных представителей их не вправе изменять ни одно
ведомство или отдельная личность. В процессе выполнения бюджета на образование
финансовые органы правительства отвечают за контроль над расходами на дело
образования, а плановые органы правительства – за контроль над расходами на
капитальное строительство.
Параллельно созданию и совершенствованию системы социалистической рыночной
экономики в Китае на этапе необязательного образования действует механизм
разделения себестоимости образования, когда определенная доля этой себестоимости
взимается с учащихся в качестве платы за обучение. В настоящее время среди
многообразных источников изыскания средств на образование доходы от платы за
обучение, взимаемой с учащихся на этапе необязательного образования, а также от
различных расходов учащихся этапа обязательного образования, непрерывно растут,
становясь постепенно вторым по величине источником поступления средств на
образование, уступающим лишь финансовым ассигнованиям правительства. В 1999 году
поступления от различных видов платы за обучение составили 40 млрд. юаней
-–13,84% всех поступлений на образование по различным каналам во всем Китае.
Чтобы обеспечить продолжение учебы тем студентам, семьи которых находятся в
трудном экономическом положении, китайское правительство предприняло целый ряд
мер, главные из которых следующие: система поощрительных стипендий, система
предоставления возможности подработки одновременно с учебой, система
вспомоществования в особо трудных ситуациях, система сокращения или освобождения
от платы за обучение, система государственного субсидирования в помощь учащимся.
Реализация этих систем эффективно гарантирует успешное завершение учебы
студентам, чьи семьи находятся в трудном материальном положении.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБМЕНЫ И СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из конкретных проявлений независимой и самостоятельной мирной внешней
политики Китайской Народной Республики является осуществление всесторонних
международных обменов и сотрудничества в области образования. Это – выполнение
до конца долга Китая, один из важных путей внесения им должного вклада ради
сотрудничества и развития международного сообщества.
Международные обмены и сотрудничество Китая в области образования имеют под
собой законодательно обеспеченную базу. "Закон об образовании Китайской Народной
Республики" предусматривает: "Государство поощряет развертывание внешних обменов
и сотрудничества в сфере образования". "Закон о высшем образовании Китайской
Народной Республики" устанавливает: "Государство поощряет и поддерживает
международные обмены и сотрудничество в области высшего образования".
Содержание международных обменов и сотрудничества Китая в области образования
затрагивает многосторонние и двусторонние рамки деятельности правительства,
органов образования, неправительственных организаций. Правительство КНР
принимает деятельное участие в работе ЮНЕСКО и развернуло многопрофильное
взаимодействие с ЮНЕСКО, Детским фондом ООН, с Департаментом ООН по планированию
развития детей, Фондом народонаселения ООН, Всемирным банком и т.д.
Правительство КНР подписало документы о развитии обменов и сотрудничества в
области образования с более чем 160 странами и районами мира. Китайские органы
просвещения от начальной школы до университета наладили отношения сотрудничества
с органами просвещения того же уровня многих стран. Особенно следует отметить
развертывание многостороннего сотрудничества университетов с зарубежными
университетами и предприятиями. В настоящее время на китайском материке уже
работают около 300 учебных заведений, основанных на сотрудничестве Китая и
зарубежных стран. Разворачиваются активные двусторонние и многосторонние обмены
в сфере образования китайских неправительственных организаций по обменам с более
чем 130 организациями или коллективами 30 с лишним стран и районов мира.
Международные обмены и сотрудничество Китая в области образования захватили в
свое русло многостороннюю деятельность, включая контакты преподавателей, обмен
студентами на учебу, совместные исследования, совместное обучение. Китай
направляет в некоторые страны своих преподавателей и аналогично приглашает к
себе преподавателей из некоторых стран. Китай в настоящее время посылает на
учебу за границу студентов больше всех стран мира. В последние несколько лет их
было направлено около 300 тысяч в 103 страны и районы, из них 110 тысяч человек,
окончив учебу, вернулось на Родину. Вместе с тем Китай – одна из стран мира,
принимающая сейчас на учебу довольно много иностранных студентов. За последние
20 лет их было принято около 300 тысяч человек из 152 стран. В настоящее время
число приехавших в КНР на учебу иностранных студентов достигает около 10 тысяч
человек. В основном все высшие учебные заведения Китая наладили разного рода
взаимодействие с зарубежными органами высшего образования, в том числе
совместное проведение исследовательских работ.
Международные обмены и сотрудничество Китая в области образования находится в
ведении министерства образования КНР. Повседневной работой в этой сфере
занимаются Управление международного сотрудничества и обменов министерства
образования. Соответственно административные органы образования на местах в
Китае имеют свои организации, занимающиеся повседневной работой по международным
обменам и сотрудничеству в сфере образования. Китайское правительство учредило
Всекитайский комитет ЮНЕСКО и аккредитовало в этом органе ООН свою миссию, на
местах в Китае имеются филиалы этого комитета. Всекитайской неправительственной
организацией, занимающейся международными обменами и сотрудничеством в области
образования, является Китайская ассоциация международных обменов в области
образования, на местах в Китае функционируют ее филиалы. Ведутся оживленные,
активные и богатые по содержанию общественные контакты в этой области. В
китайских высших учебных заведениях, как правило, функционируют органы,
ответственные за международные обмены и сотрудничество в области образования.
Обычно они называются "Отделом международных обменов и сотрудничества" или же
"Центром международных обменов и сотрудничества".
КОНТУРЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ВЕКОВ
Чтобы образование в Китае отвечало требованиям нового века, китайское
правительство постоянно стимулирует реформирование образования и в 1999 году
провело третью Всекитайскую конференцию по работе в области образования. Было
обнародовано "Решение ЦК КПК и Госсовета об углублении реформы образования и
всестороннего стимулирования качественных параметров образования". Был выработан
всесторонний план реформирования и развития образования в Китае на перекрестке
веков, в основу которого заложено качественное образование.
Добиться качественных параметров образования значит всесторонне реализовать
государственный курс в области образования, коренная цель которого -–повышение
качественных характеристик нации и центр тяжести которого лежит в привитии
студентам духа новаторства и практических способностей, выковывание всесторонне
развитых морально, интеллектуально, физически и эстетически строителей
социализма и смены, отличающихся "наличием идеалов, нравственности, культуры и
дисциплины".
Ради реализации цели всестороннего достижения качественного образования в
Китае будет углубляться его реформирование в следующих областях:
В 2000 году корректировка на базе осуществления цели "два коренных" структуры
макрообразования, расширение образования на этапе полной средней школы и
масштабов высшего образования. Активное развитие высшего профессионального
образования.
Создание такой системы образования, которая взаимно аккомодирована с системой
социалистической рыночной экономики и имманентными закономерностями образования
и в которой разные типы образования взаимосвязаны и контактируют друг с другом.
Высшие учебные заведения и средние профессиональные училища должны создавать
условия для осуществления гибкого режима учебы, постепенно совершенствуя систему
учебы в любом возрасте.
Расширение прав народных правительств провинций на развитие и управление
делом образования в своих регионах и динамики единого планирования. Формирование
новой системы с двухуровневым управлением – центрального правительства и
местного правительства уровня провинции, причем управление местного
правительства будет главным. Продолжение совершенствования системы, при которой
за базовое образование ответственны главным образом места и при которой
существует ступенчатое управление. Расширение самостоятельности высших учебных
заведений в организации обучения, усиление аккомодации учебных заведений к
оживлению социально-экономического развития в данном месте.
Активное наращивание и поддержка общественных сил для налаживания
многообразных форм учебы. Удовлетворение постоянно растущих запросов народных
масс в образовании. Формирование ситуации, когда правительство является главным
субъектом в организации образования, но в совместном его развитии принимают
участие государственные и негосударственные учебные заведения.
Реформирование приемных экзаменов и системы оценок, постепенное создание
многовариантной, более научной и справедливой системы отбора абитуриентов в
высшие учебные заведения.
Перестройка и реформирование системы, структуры и содержания учебных
дисциплин, создание новой системы учебных программ базового образования.
Практиковать в экспериментальном порядке государственные и местные учебные
программы и программы учебных заведений.
Активное повышение уровня модернизации технических средств обучения и степени
его информатизации. Государство поддерживает создание современной сети
дистанционного образования, основу которой составляет сеть образования и научных
исследований Китая и системы спутникового телевидения. Энергичное создание
системы компьютерных классов типа прикладной экономики и внутренних сетей в
учебных заведениях или локальных сетей. Учебные заведения уровня полной средней
школы и имеющие условия неполные средние школы и начальные школы внедряют
использование счетно-решающих машин и образование на основе информационных
технологий. Применение сети современного дистанционного образования
предоставляет членам общества возможность обучения в любом возрасте.
Настойчивое преодоление ситуации, когда образование оторвано от экономики,
науки и техники, содействие тесному смыканию образования с экономикой, наукой и
техникой. Высшее образование должно усиливать смычку производства, учебы и
научных исследований, непрерывно повышать уровень обучения, вносить вклад в
создание государственной системы инноваций и модернизацию страны; продолжать
комплексное реформирование образования в городе и деревне.
Создание механизма взаимной поддержки и взаимодействия правительства,
социума, семьи и учебного заведения, формирование благоприятного общественного
климата, содействующего здоровому росту учеников и студентов и непрерывному
совершенствованию системы, обеспечивающей возможность учиться в любом
возрасте. |