Московское совместное заявление глав государств России и Китая
(16/07/2001)
По приглашению Президента Российской Федерации В.В.Путина Председатель
Китайской
Народной Республики Цзян Цзэминь 15-18 июля 2001 года осуществил
государственный
визит в Российскую Федерацию. Главы государств России и Китая, обстоятельно
обсудив ход развития связей между Россией и Китаем на протяжении последнего
десятилетия, заявляют, что строительство отношений равноправного
доверительного
партнерства и стратегического взаимодействия является правильным историческим
выбором, имеющим определяющее значение для укрепления всестороннего
сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой,
упрочения дружбы народов России и Китая и формирования нового справедливого и
рационального международного порядка. Намечен долговременный план
перспективного
развития двусторонних отношений в XXI веке.
Главы государств России и Китая с удовлетворением отмечают, что в наступившем
XXI веке все более прочными становятся социально-политическая и экономическая
основы российско-китайских отношений. Россия и Китай намерены укреплять
добрососедство и дружбу из поколения в поколение, углублять взаимовыгодное
практическое сотрудничество, стремиться к совместному развитию и процветанию.
Оба государства будут и дальше расширять взаимодействие в международных
делах,
способствовать миру и стабильности во всем мире, формированию многополярного
мира.
В этих целях главы государств России и Китая заявляют о следующем:
I
Заключенный главами государств России и Китая 16 июля 2001 года Договор между
Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о добрососедстве,
дружбе
и сотрудничестве является важной вехой в истории отношений двух государств и
знаменует собой начало нового этапа в отношениях между Сторонами. В Договоре,
являющемся программным документом, определяющим развитие российско-китайских
отношений в новом веке, на основе исторического опыта обобщены главные
принципы,
дух и достижения российско-китайских отношений, в юридической форме
закреплена
мирная идеология двух государств и их народов: “навеки друзья и никогда -
враги”. В Договоре подтверждено, что дружественные отношения двух стран
являются
межгосударственными отношениями нового типа, строящимися на основе
невступления
в союз, неконфронтационности и ненаправленности против третьих стран. Главы
государств России и Китая убеждены, что российско-китайские отношения на
прочной
базе Договора непременно поднимутся в нынешнем столетии на новый, более
высокий
уровень.
II
Главы государств России и Китая подтверждают готовность и впредь поддерживать
традиции и укреплять механизмы проведения между двумя странами взаимных
визитов
и регулярных встреч на высоком уровне, вести постоянный обмен мнениями по
важнейшим двусторонним и международным вопросам. Внешнеполитические,
оборонные,
правоохранительные, экономические, научно-технические ведомства двух стран
будут
усиливать координацию и укреплять сотрудничество.
Расширение дружественных контактов и сотрудничества Сторон в области
образования, культуры, здравоохранения и спорта благоприятствует укреплению и
упрочению социальной основы добрососедства, дружбы и взаимного доверия между
двумя государствами. Важную роль в этом призван сыграть российско-китайский
Комитет дружбы, мира и развития.
III
Главы государств России и Китая считают, что практическое осуществление
достигнутых договоренностей в торгово-экономической, научно-технической и
других
областях будет непрерывно обогащать материальную основу отношений
равноправного
доверительного партнерства и стратегического взаимодействия между Россией и
Китаем.
В целях повышения уровня взаимодействия в торгово-экономической и
научно-технической областях Стороны будут активно продвигать сотрудничество в
следующих областях: крупные совместные проекты в нефтегазовой сфере и области
высоких технологий; участие российских предприятий в освоении западных
районов
КНР; ядерная энергетика, электроэнергетика и энергетическое машиностроение,
телекоммуникации, информационная сфера, поставки гражданской авиатехники и
кооперация в ее производстве, судостроение; мирное освоение космического
пространства; участие крупных китайских предприятий в инвестировании в России
в
таких областях, как освоение лесных ресурсов, транспортная инфраструктура,
производственная кооперация; охрана окружающей среды и другие.
Главы государств России и Китая заявляют о стремлении прилагать совместные
усилия по созданию благоприятных условий для торгово-экономического
сотрудничества, совершенствованию механизмов банковских взаиморасчетов, в том
числе и прямых взаиморасчетов между банками двух стран, улучшению качества
финансовых услуг, повышению эффективности механизма российско-китайского
коммерческого арбитража, информационному обеспечению экономических связей.
С учетом вышеизложенного главы государств России и Китая придают большое
значение шестой регулярной встрече глав правительств двух государств, которая
пройдет в сентябре 2001 года в Санкт-Петербурге. На этой встрече будет дан
новый
импульс развитию экономического сотрудничества между Россией и Китаем на
длительную перспективу.
IV
Главы государств России и Китая отмечают, что Стороны и в дальнейшем будут
предпринимать усилия для того, чтобы российско-китайская граница превратилась
в
границу добрососедства, дружбы, вечного мира, доверия и взаимовыгодного
сотрудничества. Стороны рассматривают успешную реализацию Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной
Республики о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и
прилегающих к ним акваторий пограничных рек от 9 декабря 1999 года как
свидетельство наличия политической воли Сторон к решению вопросов,
оставленных
историей.
Россия и Китай намерены конструктивно и в деловом духе ускорить выработку
оптимального взаимоприемлемого решения по несогласованным участкам границы
между
двумя государствами. До этого на несогласованных участках будет сохраняться
статус-кво.
V
Главы государств России и Китая указывают, что реализация соглашений между
Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном об укреплении доверия
в
военной области в районе границы и о взаимном сокращении вооруженных сил в
районе границы соответственно от 26 апреля 1996 года и 24 апреля 1997 года
способствует миру, спокойствию и стабильности в районе границы, развитию
добрососедских отношений между всеми государствами - участниками этих
соглашений. Создание Шанхайской организации сотрудничества с участием
Узбекистана в качестве одного из государств-учредителей явилось крупным шагом
в
деле укрепления безопасности и стабильности, развития отношений
добрососедства,
доверия и сотрудничества в регионе Центральной Азии и в
Азиатско-тихоокеанском
регионе в целом.
VI
Главы государств России и Китая отмечают, что государственная независимость,
суверенитет и территориальная целостность являются важнейшими элементами
международного права, основополагающими принципами, регулирующими
международные
отношения, а также необходимыми условиями существования каждого государства.
Решительный отпор любым замыслам и действиям, направленным на подрыв
вышеуказанных принципов, - законное право каждого государства. Россия и Китай
решительно поддерживают политику и действия друг друга в вопросах защиты
государственного единства и территориальной целостности.
Прогрессирующая экспансия терроризма, сепаратизма и экстремизма представляет
серьезную угрозу безопасности суверенных государств, миру и стабильности в
глобальном масштабе. Главы государств России и Китая полагают, что
противостоять
таким явлениям и решать эти проблемы можно только сообща, совместными
усилиями.
Россия и Китай полны решимости на двусторонней и многосторонней основе
предпринимать в этой связи целенаправленные и конкретные шаги.
VII
Главы государств России и Китая считают, что содействие процессу формирования
многополярного мира способствует созданию стабильного, демократического,
неконфронтационного, справедливого и рационального нового международного
порядка. Эта тенденция объективно отвечает коренным интересам всех
государств.
Главы государств России и Китая отмечают, что формирование справедливого и
рационального нового международного порядка сталкивается с целым рядом
вызовов.
Россия и Китай будут предпринимать совместные усилия по укреплению ведущей
роли
ООН и ее Совета Безопасности в мировых делах, противодействию попыткам
подрыва
основополагающих норм международного права при помощи таких концепций, как
“гуманитарная интервенция” и “ограниченный суверенитет”.
Главы государств России и Китая полагают особенно важным всесторонне
задействовать потенциал ООН в целях более равномерного распределения выгод
экономической глобализации и достижений мирового экономического роста,
сокращения растущего разрыва между Севером и Югом, обеспечения равного для
всех
стран доступа к передовым информационно-коммуникационным технологиям. Акценты
экономической глобализации должны быть перенесены на искоренение неравенства
и
нищеты, содействие равитию и социальной защищенности, повышение качества
жизни
населения.
Главы государств России и Китая считают, что только посредством мирных
переговоров можно найти способы урегулирования таких проблем, как
ближневосточный и иракский вопросы, проблемы Косово (СРЮ) и Афганистана, что
отвечало бы интересам всех заинтересованных сторон.
Между Россией и Китаем существует взаимопонимание по вопросу обеспечения
безопасности и стабильности в регионах, сопредельных их территориям. Россия и
Китай будут на двусторонней и многосторонней основе участвовать в обеспечении
стабильности и безопасности, укреплении доверительного сотрудничества в
Азиатско-тихоокеанском регионе.
VIII
Главы государств России и Китая придают весьма важное значение вопросам
укрепления стратегической стабильности на глобальном и региональном уровнях,
сохранения сложившейся системы договоров в области контроля за вооружениями и
разоружения, продвижения процесса нераспространения оружия массового
уничтожения
и средств его доставки, невывода оружия в космос, гарантирования интересов
безопасности всех без исключения государств. Россия и Китай последовательно
придерживаются указанных позиций по всем вышеперечисленным вопросам.
Главы государств России и Китая подтверждают позиции, зафиксированные в
подписанном 18 июля 2000 года в Пекине Совместном заявлении по вопросам ПРО,
подчеркивают принципиальную важность Договора по ПРО, являющегося
краеугольным
камнем стратегической стабильности и основой сокращений стратегических
наступательных вооружений, высказываются за сохранение этого Договора в его
нынешнем виде. Они выступают за дальнейшее сокращение СНВ в условиях
сохранения
и соблюдения Договора по ПРО.
Главы государств России и Китая считают необходимым наращивать усилия
международного сообщества, направленные на предотвращение распространения
ракет
и ракетных технологий, и при участии всех заинтересованных государств
продолжать
обсуждение возможности создания глобального режима ракетного
нераспространения
на равноправной, недискриминационной основе.
Главы государств России и Китая полагают, что имеется настоятельная
необходимость предотвращения размещения оружия в космосе, заключения
международных юридических документов, вводящих запрет на вывод оружия в
космическое пространство. В этих целях Россия и Китай выступают за проведение
многосторонних переговоров по этой проблеме на Конференции по разоружению и
создание Специального комитета по предотвращению гонки вооружений в
космическом
пространстве с приданием ему переговорного мандата.
Главы государств России и Китая подтверждают приверженность Итоговому
документу
Конференции 2000 года по рассмотрению действия Договора о нераспространении
ядерного оружия (ДНЯО) и будут укреплять сотрудничество в сфере ядерного
нераспространения и разоружения, в том числе способствуя присоединению к ДНЯО
всех членов международного сообщества.
Главы государств России и Китая выступают за скорейшее разблокирование работы
на
Конференции по разоружению, в том числе за скорейшее начало переговоров по
разработке договора о запрещении производства расщепляющихся материалов для
целей ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств.
IX
Председатель Китайской Народной Республики Цзян Цзэминь пригласил Президента
Российской Федерации В.В.Путина посетить Китайскую Народную Республику с
государственным визитом в 2002 году в удобное для него время. Приглашение
было с
благодарностью принято. Сроки визита будут согласованы по дипломатическим
каналам.
ПРЕЗИДЕНТ ПРДСЕДАТЕЛЬ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКИ
г.Москва, 16 июля 2001 года |